Digital-инфраструктура магазина мобильного оператора
Архитектура магазина
Товары ведутся непосредственно в Битрикс, для актуализации товаров по остаткам и ценам мы написали ежедневный CSV-импорт, который отдаёт нам 1С. Работа и учет с заказами ведется в 1С, поэтому для интеграции нужно было написать SOAP-клиент, который будет передавать информацию в 1С.
Планируем дорожную карту
По договору на проект были жесткие сроки со штрафами за просрочку, так как клиент терял деньги из-за плохой работы старого магазина. Чтобы не выбиться из сроков, этапы разделили по мере роста сложности.
Очередность обычно выстраивается по принципу «как можно раньше пустить клиента в админку и предоставить работу над каталогом», так как каталог — это 90% работ. Таким образом, на этапах корзины и интеграции с 1С у нас уже есть реальный каталог, а это снижает процент ошибок при интеграции.
Планируем дорожную карту
Интересный факт: дизайн разрабатывался еще в 2014 году, но из-за универсальной подачи с преобладанием светлых областей и акцентом на товары не выглядит сильно устаревшим в 2020 году. Выдает только зауженная контент-область. Все-таки за шесть лет стандарты разрешений подросли.
Продуктовая подача достаточно стандартная. Фильтрация, товарная сетка 3 на 7, короткие характеристики под товарами,
Сравнение с выделением побед, всё по-взрослому.
Сердце магазина — это процесс оформления товаров. На итоговом продукте не видно эволюции, но каждый шаг и поле активно обсуждались, ведь лишние поля — это минус конверсии. Активная работа с расширенной Google Analytics и внедрение продажи в 1 клик позволило увеличить конверсию более чем на 30%.
Кроме классических товаров, продаются сим-карты. У них своя подача и свой тип товара.
Статические страницы акций снабдили виджетом для привязки товаров к акциям. Можно динамически формировать список акционных товаров.
Поисковый движок может работать в классическом режиме, но может и подсказывать популярные позиции. Это повышает переходы и конверсию.
Типовые для магазинов вещи: профиль, наборы адресов доставок, история заказов, избранное.
А теперь то же самое, но для смартфонов
В 2015-м адаптивная верстка еще не была так распространена, повсеместно встречались WPA-сайты. Для МТС мы разработали отдельную мобильную версию. Она использует единую базу, но свои шаблоны, специально адаптированные для телефонов. Перед дизайнерами стояла задача обеспечить лучший вид для ширины 320px.
Технические решения и особеннности проекта
Разработка подобных проектов всегда идёт от клиента, поэтому технические решения нужно дорабатывать под клиента, его процессы и структуру.
13 цен у каждого товара
Самая большая особенность данного проекта это — его работа с ценами. Из-за того, что это не просто магазин, а сайт оператора, у него на каждый товар может быть восемь цен!
Например, если вы абонент МТС, то можете покупать по акции. Это специальные цены, с дисконтом. Практически любой товар можно купить в рассрочку на 7, 12 или 24 месяца. А некоторые товары с рассрочкой даже на 36 месяцев!
Итого у нас есть обычные цены, цены с акцией и у каждой еще три цены рассрочкой. И еще особая цена на черную пятницу. Всего 13.
Для хранения такого объёма, мы доработали стандартную схему торгового каталога, расширив каждый товар своим набором цен, а так же их проектом из 1С. Таким образом клиент может выгрузкой управлять каждым типом цен независимо и в любой момент времени.
Все цены работают нативно с ядром битрикс, поэтому механика оформления корзины, купоны, скидки и прочие фишки Битрикса по-прежнему работают с данными ценами.
Как SKU, но не SKU
Электроника и бытовая техника иногда отличаются только несколькими характеристиками. У Битрикса для этого есть готовая схема «товар — торговое предложение», но из-за особенностей хранения товаров нам такое решение не подходило. Мы разработали свой модуль объединения.
Печать ценников
Проект shop.mts.by — это не только онлайн-торговля, но и крупнейшая в стране сеть отделений. Для них мы разработали модуль печати ценников на местах. Менеджеры МТС могут обновлять цены в магазинах централизованно через наш модуль.
Полная интеграция с Onliner
Мы полностью интегрировали торговый каталог сайта с Onliner. У клиента единая точка входа — панель Битрикс. Товары к выгрузке можно формировать прямо из админки. А заказы, оформленные на Onliner автоматически, формируются в заказы в магазине. Смена статусов отображается автоматом на onliner.by.
Авторизация MobileID
Мы спроектировали и интегрировали авторизацию не только через популярные соцсети, но также по протоколу MobileID, который позволяет авторизовываться по номеру телефона с подтверждением через вашу сим-карту.
Модуль скоринга
Система автоматически, на основе оформленного заказа, формирует запрос в систему скоринга и помогает консультантам, уменьшая объемы ручного скоринга.
Модуль очереди обработки заказов
Модуль принимает заказы и формирует из них распределенную очередь по всем консультантам с учетом занятости и важности заказа.
Модуль расчета консультантов
Модуль формирует отчеты расчета с консультантами и готовит закрывающие документы.
Надежность сиcтемы
Хороший проект должен быть не только удобным, ускорять работу для сотрудников, но работать безотказно. Интернет-торговля — это бизнес, где каждая минута простоя выливает в потерянные заказы и негативные отзывы. Построить надежную систему помогают наработки 1С-Битрикс и умелое использование технологий.
Самое сложное для такого проекта — пережить черную пятницу
Как правило, это многократный рост нагрузки. Если обычная нагрузка составляет 100 одновременных соединений, то в черную пятницу может быть 1000 и более. shop.mts.by проходит эту проверку без падений.
Чтобы вы понимали, насколько это сложно, сверху скриншот другого популярного конкурента в черную пятницу 2019 года.
Ошибка 503 означает дословно «Большое число запросов к веб-серверу». Значит, поток запросов такой большой, что программа не справляется с их обработкой.